Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
3

Админ на пенсии Флегматикс 53

184

«Они сражались за правду». Рецензия на фильм Fury («Ярость»)

Апрель 1945 года. Западный фронт. Войска союзников рвутся вглубь Германии. Старший сержант Дон Колиер и экипаж подкомандного ему танка «Шерман» находятся на передовой, выполняя особо важные поручения штаба. Они – настоящие счастливчики, так как прошли всю Северную Африку и половину Европы без единой потери. Но в нескольких сотнях километрах от Берлина удача изменяет им – легендарная «Ярость» (англ. Fury – такое название носит гусеничная машина) лишается первого бойца. И беда не приходит одна – на место стрелка-радиста командование ставит необстрелянного юнца, никогда не державшего в руках ничего тяжелее папки с бумагами. Сможет ли бывший полковой писака свыкнуться с новой ролью? Не подведет ли он своих соратников в первом же бою? В любом случае, старший сержант Колиер неумеху близ себя не потерпит. Изваляет в грязи, заставит поступиться моральными принципами, сломает как личность, но сделает из него настоящего воина. Даже если на это у него есть всего 24 часа.

«Они сражались за правду». Рецензия на фильм Fury («Ярость»)
Про кино - «Они сражались за правду». Рецензия на фильм Fury («Ярость»)«Они сражались за правду». Рецензия на фильм Fury («Ярость»)

За долгие годы продуктивной деятельности Голливуда у нас сформировался устойчивый образ американского вояки периода Второй мировой войны. Как правило, это честный и простой парень c несколько гипертрофированным чувством справедливости. Он ненавидит врага, но при этом не нивелирует его до статуса животного, которого можно убивать без жалости. Он не лишает жизни военнопленных, а если и поднимает на них руку, то лишь в крайних случаях. Он не бросается голодным зверем на женщин, которых встречает в только что захваченном городке. Он может быть грубым хамлом, неотесанным реднеком, но он никогда не будет сволочью. Ему нельзя. Он – освободитель. И всегда чуточку романтик.

Встречались ли такие люди на самом деле? Конечно. Но в большинстве своем солдаты костенели душой в течение нескольких недель (месяцев) после прибытия на фронт. Они менялись, подстраивались под страшный ритм войны. И Дэвид Эйр – режиссер и сценарист фильма «Ярость» – не постеснялся это показать. Говорите, не было расстрелов без суда и следствия? Может, американские солдаты чинно и благородно стучались в дома немецких жителей, а не врывались в них с оружием наперевес? Изнасилования и грабежи – это миф, придуманный недругами США? Снимите розовые очки, как это уже сделал господин Эйр, и взгляните на войну на Западном фронте другими глазами.

«Они сражались за правду». Рецензия на фильм Fury («Ярость»)
Про кино - «Они сражались за правду». Рецензия на фильм Fury («Ярость»)«Они сражались за правду». Рецензия на фильм Fury («Ярость»)

Режиссер пошел против системы и лишил американского солдата ореола святости. Но не потому, что он вдруг воспылал нелюбовью к своей стране, своей истории. Отнюдь. Просто он хотел донести до зрителя одну простую истину – на войне трудно оставаться Человеком. И не суть важно, кто ты есть: немец ли, американец или кто-либо еще. Ты можешь сражаться за правду и быть героем. Но моральные установки и внутренние правила, перенесенные из той, еще мирной жизни, обращаются в прах, когда вокруг льется кровь и гибнут люди. И если ты хочешь выжить, тебе нужно убивать. Ненавидеть. Не испытывать жалости. Угодив в чан с дерьмом, нельзя не замараться. Попав на войну, невозможно сохранить свою душу в чистоте. И сопротивляться этому – значит, просто откладывать неминуемое на более поздний срок.

«Они сражались за правду». Рецензия на фильм Fury («Ярость»)
Про кино - «Они сражались за правду». Рецензия на фильм Fury («Ярость»)«Они сражались за правду». Рецензия на фильм Fury («Ярость»)

Экипаж танка «Ярость» уже давно поддался влиянию войны, приняв ее правила: кто-то в большей степени, как заряжающий Грэйди Трэвис (Джон Бернтал), начисто лишенный каких-либо сантиментов, кто-то в меньшей, как наводчик Бойд «Святоша» Нойс (Шайе ЛаБаф). Но последний от своего вышеназванного сослуживца отличается лишь тем, что он все еще испытывает некоторое подобие стыда за то, что совершает. Бойд – глубоко верующий человек, он никогда не расстается с карманной Библией и периодически достает своих напарников богословскими речами. Но стоит только начаться сражению, как танкист превращается в хладнокровного убийцу. И самое страшное – ему это нравится. Он испытывает удовольствие, даже эйфорию, когда снаряд прилетает по адресу, оставляя после себя лишь смерть и разрушение.

На фоне исковерканного «Святоши» механик-водитель Трини «Толстяк» Гарсия (актер Майкл Пенья) смотрится невинной овечкой. Но это впечатление обманчиво. Да, Гарсия вроде бы всегда остается чуть в стороне, не совершая лишних телодвижений и не проявляя инициативы. Но при этом он всегда поддерживает своих товарищей, даже если те планируют сделать что-то нехорошее. Ребята захотели снасильничать немку? А почему бы, собственно, и нет?

«Они сражались за правду». Рецензия на фильм Fury («Ярость»)
Про кино - «Они сражались за правду». Рецензия на фильм Fury («Ярость»)«Они сражались за правду». Рецензия на фильм Fury («Ярость»)

Что касается Дона Колиера, роль которого исполняет главный красавчик Голливуда Брэд Питт, то он не просто принял войну. Если его соратники – то, какими они стали – это следствие войны, то он – ее олицетворение. Его трудно представить где-то еще, иначе как не на полях сражений. Он убивает, и убивает с холодным сердцем, расчетливо, целенаправленно. И заставляет других это делать, не считаясь ни с чем. Он никого не жалеет, даже свой экипаж. Назвать сослуживца собакой, пнуть или плюнуть ему в лицо, если тот что-то сделал не так – это для Колиера в порядке вещей. Но бойцы уже привыкли к такому поведению командира. Все, кроме Нормана Эллисона.

«Они сражались за правду». Рецензия на фильм Fury («Ярость»)
Про кино - «Они сражались за правду». Рецензия на фильм Fury («Ярость»)«Они сражались за правду». Рецензия на фильм Fury («Ярость»)

Рядовой Эллисон, чью роль исполняет молодой, но уже успевший засветиться во многих фильмах актер Логан Лерман, становится жертвой обстоятельств. Вместо теплого и уютного штаба его прикомандировывают к «Ярости» в качестве стрелка-радиста, и заставляют делать то, что претит его естеству. Ему, невинному со всех сторон католику, нужно лишать жизни людей, рвать их на части пулеметными очередями. А он не может. Не может убить немца просто так, по прихоти своего командира. Не может выстрелить в 13-летнего подростка с фаустпатроном – это же ребенок! Бессмысленная мясорубка противна ему до зубовного скрежета. Но лишь первое время. За те 24 часа, в течение которых развиваются события фильма, рядовой Эллисон непостижимым образом меняется. Столь быстрая метаморфоза удивляет даже Дона Колиера – слишком уж быстро демон войны овладел душой самого чистого, самого светлого из них.

«Они сражались за правду». Рецензия на фильм Fury («Ярость»)
Про кино - «Они сражались за правду». Рецензия на фильм Fury («Ярость»)«Они сражались за правду». Рецензия на фильм Fury («Ярость»)

У вас может сложиться впечатление, что все герои «Ярости» – это чуть ли не отрицательные персонажи. Но это не так. Они не звери в обличье людей. Они – обычные солдаты, спрессованные гнетом войны. И ничто человеческое им не чуждо. «Святоша» Бойд, несмотря на все «но», самый милосердный среди своих соратников – эпизод, когда он читает молитву над умирающим немецким бойцом, не разбередит душу разве что у самого циничного зрителя. Грэйди Трэвис, хоть и ненавидит своих врагов, с трепетом относится к своим сослуживцам. Он верный, честный и отважный солдат, и если будет нужно, он, не задумываясь, положит свою жизнь во имя спасения других. Веселый и заводной «Толстяк» Гарсия всегда поддержит товарища в трудную минуту – хоть делом, хоть словом. Норман Эллисон, с учетом своей трансформации, все равно остается добрым, отзывчивым и немного наивным юношей. И даже старший сержант Колиер, будучи самой противоречивой личностью в плане определения «плохой – хороший», не выглядит беспринципной сволочью. Все его деяния, даже самые нелицеприятные, направлены на спасение людей. Он поклялся, что выведет их из хаоса войны живыми. И он в лепешку расшибется, чтобы так оно в итоге и было.

«Они сражались за правду». Рецензия на фильм Fury («Ярость»)
Про кино - «Они сражались за правду». Рецензия на фильм Fury («Ярость»)«Они сражались за правду». Рецензия на фильм Fury («Ярость»)

«Ярость» – фильм весьма и весьма жестокий. Здесь выкалывают ножами глаза, отстреливают конечности пулеметными выстрелами, заживо сжигают людей фосфорными снарядами и делают еще много всякого-разного, не рекомендованного к просмотру детям, особам женского пола и личностям с тонкой душевной структурой. В общем, кино для настоящих мужчин. Для тех, кто не боится вида крови. Для тех, кто любит зрелищность. В этом плане «Ярость» – настоящая отдушина для тех, кто ценит проникновенные военные боевики. Дым, грязь, взрывы, ожесточенные перестрелки, уханье гранат и снарядов, крики бьющихся в агонии врагов – продукт творчества Дэвида Эйра этими «ингредиентами» буквально напичкан.

«Они сражались за правду». Рецензия на фильм Fury («Ярость»)
Про кино - «Они сражались за правду». Рецензия на фильм Fury («Ярость»)«Они сражались за правду». Рецензия на фильм Fury («Ярость»)

А еще в кинокартине Эйра есть танки. Много танков. Настоящих, а не картонных или воссозданных с помощью компьютерной графики. В фильме фигурирует целый выводок «Шерманов» различных модификаций, а также «Тигр» – к слову, единственный в мире, который передвигается своим ходом и полностью функционирует. Собрать столь ценную коллекцию на съемочной площадке было в крайней степени трудно, но ленте это пошло на пользу – таких реалистичных сражений с участием многотонных боевых машин времен Второй мировой войны мы уже не видели очень давно. Особенно в фильме запоминается момент столкновения американской техники с упомянутым уже «Тигром». Никакой примитивной перестрелки в стиле «выстрелил – попал», как в советском или российском кинематографе. Тут вам и рикошеты, и промахи, и тактические маневры во всей своей красоте. Будто бы наблюдаешь за отдельно взятой сценой из World of Tanks, которую каким-то магическим образом перенесли на большие экраны, добавив для верности солдатиков.

«Они сражались за правду». Рецензия на фильм Fury («Ярость»)
Про кино - «Они сражались за правду». Рецензия на фильм Fury («Ярость»)«Они сражались за правду». Рецензия на фильм Fury («Ярость»)

Брэд Питт хорошо справился со своей ролью сурового, побитого жизнью сержанта. Хотя смазливая физиономия с голубыми глазищами, не спорю, все же местами не вписывается в картину о войне, где не должно быть никакой красоты – только кровь, только грязь, только дерьмо. И даже будучи этим дерьмом измазанным с головы до пят, объект обожания половины женского населения планеты все равно остается тем самым Ахиллесом из «Трои». Что касается ЛаБаффа, Бернтала и Пеньи, к ним претензий нет никаких. Блестящая актерская игра великолепной троицы позволила воссоздать в фильме атмосферу боевого братства – именно этого и добавился Эйр. И даже молодой Логан Лерман, с учетом того, что его персонаж – самый заштампованный в «Ярости», смотрится очень достойно. Будущая большая звезда Голливуда, как-никак.

«Они сражались за правду». Рецензия на фильм Fury («Ярость»)
Про кино - «Они сражались за правду». Рецензия на фильм Fury («Ярость»)«Они сражались за правду». Рецензия на фильм Fury («Ярость»)

Фильм Дэвида Эйра, безусловно, не лишен недостатков. Есть и единичные проколы в сценарии (сценка с «добровольным» изнасилованием – из их числа), и недочеты из разряда «это же кино, а не реальная жизнь». Здесь брошенная внутрь танка связка гранат не расщепляет человека на молекулы, а оставляет на его теле несколько мужественных царапин. Не стоит удивляться тому, что в разведку отправляется не группа хорошо подготовленных солдат-егерей, а немецкий офицер в парадной форме и верхом на белом коне. С расстояния в метр из фаустпатрона по цели не промахнулась бы даже обезьяна, но бравый солдат СС совершает, казалось бы, невозможное. Но это уже откровенные придирки со стороны зажравшегося зрителя – господину Эйру можно все простить хотя бы по той причине, что он не побоялся показать американских солдат такими, какими они были на самом деле. А были они героями. Но не святыми.

«Они сражались за правду». Рецензия на фильм Fury («Ярость»)
Про кино - «Они сражались за правду». Рецензия на фильм Fury («Ярость»)«Они сражались за правду». Рецензия на фильм Fury («Ярость»)

Выражаю благодарность пресс-службе IMAX и компании Wargaming за организацию мероприятия. Было интересно. Напоминаю, что фильм выходит в общероссийский прокат 30 октября. Ознакомиться с ним можно в том числе и в кинотеатрах IMAX.

В качестве послесловия

184
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

34 комментария к ««Они сражались за правду». Рецензия на фильм Fury («Ярость»)»

    Загружается
Чат