Апрель 1945 года. Западный фронт. Войска союзников рвутся вглубь Германии. Старший сержант Дон Колиер и экипаж подкомандного ему танка «Шерман» находятся на передовой, выполняя особо важные поручения штаба. Они – настоящие счастливчики, так как прошли всю Северную Африку и половину Европы без единой потери. Но в нескольких сотнях километрах от Берлина удача изменяет им – легендарная «Ярость» (англ. Fury – такое название носит гусеничная машина) лишается первого бойца. И беда не приходит одна – на место стрелка-радиста командование ставит необстрелянного юнца, никогда не державшего в руках ничего тяжелее папки с бумагами. Сможет ли бывший полковой писака свыкнуться с новой ролью? Не подведет ли он своих соратников в первом же бою? В любом случае, старший сержант Колиер неумеху близ себя не потерпит. Изваляет в грязи, заставит поступиться моральными принципами, сломает как личность, но сделает из него настоящего воина. Даже если на это у него есть всего 24 часа.
За долгие годы продуктивной деятельности Голливуда у нас сформировался устойчивый образ американского вояки периода Второй мировой войны. Как правило, это честный и простой парень c несколько гипертрофированным чувством справедливости. Он ненавидит врага, но при этом не нивелирует его до статуса животного, которого можно убивать без жалости. Он не лишает жизни военнопленных, а если и поднимает на них руку, то лишь в крайних случаях. Он не бросается голодным зверем на женщин, которых встречает в только что захваченном городке. Он может быть грубым хамлом, неотесанным реднеком, но он никогда не будет сволочью. Ему нельзя. Он – освободитель. И всегда чуточку романтик.
Встречались ли такие люди на самом деле? Конечно. Но в большинстве своем солдаты костенели душой в течение нескольких недель (месяцев) после прибытия на фронт. Они менялись, подстраивались под страшный ритм войны. И Дэвид Эйр – режиссер и сценарист фильма «Ярость» – не постеснялся это показать. Говорите, не было расстрелов без суда и следствия? Может, американские солдаты чинно и благородно стучались в дома немецких жителей, а не врывались в них с оружием наперевес? Изнасилования и грабежи – это миф, придуманный недругами США? Снимите розовые очки, как это уже сделал господин Эйр, и взгляните на войну на Западном фронте другими глазами.
Режиссер пошел против системы и лишил американского солдата ореола святости. Но не потому, что он вдруг воспылал нелюбовью к своей стране, своей истории. Отнюдь. Просто он хотел донести до зрителя одну простую истину – на войне трудно оставаться Человеком. И не суть важно, кто ты есть: немец ли, американец или кто-либо еще. Ты можешь сражаться за правду и быть героем. Но моральные установки и внутренние правила, перенесенные из той, еще мирной жизни, обращаются в прах, когда вокруг льется кровь и гибнут люди. И если ты хочешь выжить, тебе нужно убивать. Ненавидеть. Не испытывать жалости. Угодив в чан с дерьмом, нельзя не замараться. Попав на войну, невозможно сохранить свою душу в чистоте. И сопротивляться этому – значит, просто откладывать неминуемое на более поздний срок.
Экипаж танка «Ярость» уже давно поддался влиянию войны, приняв ее правила: кто-то в большей степени, как заряжающий Грэйди Трэвис (Джон Бернтал), начисто лишенный каких-либо сантиментов, кто-то в меньшей, как наводчик Бойд «Святоша» Нойс (Шайе ЛаБаф). Но последний от своего вышеназванного сослуживца отличается лишь тем, что он все еще испытывает некоторое подобие стыда за то, что совершает. Бойд – глубоко верующий человек, он никогда не расстается с карманной Библией и периодически достает своих напарников богословскими речами. Но стоит только начаться сражению, как танкист превращается в хладнокровного убийцу. И самое страшное – ему это нравится. Он испытывает удовольствие, даже эйфорию, когда снаряд прилетает по адресу, оставляя после себя лишь смерть и разрушение.
На фоне исковерканного «Святоши» механик-водитель Трини «Толстяк» Гарсия (актер Майкл Пенья) смотрится невинной овечкой. Но это впечатление обманчиво. Да, Гарсия вроде бы всегда остается чуть в стороне, не совершая лишних телодвижений и не проявляя инициативы. Но при этом он всегда поддерживает своих товарищей, даже если те планируют сделать что-то нехорошее. Ребята захотели снасильничать немку? А почему бы, собственно, и нет?
Что касается Дона Колиера, роль которого исполняет главный красавчик Голливуда Брэд Питт, то он не просто принял войну. Если его соратники – то, какими они стали – это следствие войны, то он – ее олицетворение. Его трудно представить где-то еще, иначе как не на полях сражений. Он убивает, и убивает с холодным сердцем, расчетливо, целенаправленно. И заставляет других это делать, не считаясь ни с чем. Он никого не жалеет, даже свой экипаж. Назвать сослуживца собакой, пнуть или плюнуть ему в лицо, если тот что-то сделал не так – это для Колиера в порядке вещей. Но бойцы уже привыкли к такому поведению командира. Все, кроме Нормана Эллисона.
Рядовой Эллисон, чью роль исполняет молодой, но уже успевший засветиться во многих фильмах актер Логан Лерман, становится жертвой обстоятельств. Вместо теплого и уютного штаба его прикомандировывают к «Ярости» в качестве стрелка-радиста, и заставляют делать то, что претит его естеству. Ему, невинному со всех сторон католику, нужно лишать жизни людей, рвать их на части пулеметными очередями. А он не может. Не может убить немца просто так, по прихоти своего командира. Не может выстрелить в 13-летнего подростка с фаустпатроном – это же ребенок! Бессмысленная мясорубка противна ему до зубовного скрежета. Но лишь первое время. За те 24 часа, в течение которых развиваются события фильма, рядовой Эллисон непостижимым образом меняется. Столь быстрая метаморфоза удивляет даже Дона Колиера – слишком уж быстро демон войны овладел душой самого чистого, самого светлого из них.
У вас может сложиться впечатление, что все герои «Ярости» – это чуть ли не отрицательные персонажи. Но это не так. Они не звери в обличье людей. Они – обычные солдаты, спрессованные гнетом войны. И ничто человеческое им не чуждо. «Святоша» Бойд, несмотря на все «но», самый милосердный среди своих соратников – эпизод, когда он читает молитву над умирающим немецким бойцом, не разбередит душу разве что у самого циничного зрителя. Грэйди Трэвис, хоть и ненавидит своих врагов, с трепетом относится к своим сослуживцам. Он верный, честный и отважный солдат, и если будет нужно, он, не задумываясь, положит свою жизнь во имя спасения других. Веселый и заводной «Толстяк» Гарсия всегда поддержит товарища в трудную минуту – хоть делом, хоть словом. Норман Эллисон, с учетом своей трансформации, все равно остается добрым, отзывчивым и немного наивным юношей. И даже старший сержант Колиер, будучи самой противоречивой личностью в плане определения «плохой – хороший», не выглядит беспринципной сволочью. Все его деяния, даже самые нелицеприятные, направлены на спасение людей. Он поклялся, что выведет их из хаоса войны живыми. И он в лепешку расшибется, чтобы так оно в итоге и было.
«Ярость» – фильм весьма и весьма жестокий. Здесь выкалывают ножами глаза, отстреливают конечности пулеметными выстрелами, заживо сжигают людей фосфорными снарядами и делают еще много всякого-разного, не рекомендованного к просмотру детям, особам женского пола и личностям с тонкой душевной структурой. В общем, кино для настоящих мужчин. Для тех, кто не боится вида крови. Для тех, кто любит зрелищность. В этом плане «Ярость» – настоящая отдушина для тех, кто ценит проникновенные военные боевики. Дым, грязь, взрывы, ожесточенные перестрелки, уханье гранат и снарядов, крики бьющихся в агонии врагов – продукт творчества Дэвида Эйра этими «ингредиентами» буквально напичкан.
А еще в кинокартине Эйра есть танки. Много танков. Настоящих, а не картонных или воссозданных с помощью компьютерной графики. В фильме фигурирует целый выводок «Шерманов» различных модификаций, а также «Тигр» – к слову, единственный в мире, который передвигается своим ходом и полностью функционирует. Собрать столь ценную коллекцию на съемочной площадке было в крайней степени трудно, но ленте это пошло на пользу – таких реалистичных сражений с участием многотонных боевых машин времен Второй мировой войны мы уже не видели очень давно. Особенно в фильме запоминается момент столкновения американской техники с упомянутым уже «Тигром». Никакой примитивной перестрелки в стиле «выстрелил – попал», как в советском или российском кинематографе. Тут вам и рикошеты, и промахи, и тактические маневры во всей своей красоте. Будто бы наблюдаешь за отдельно взятой сценой из World of Tanks, которую каким-то магическим образом перенесли на большие экраны, добавив для верности солдатиков.
Брэд Питт хорошо справился со своей ролью сурового, побитого жизнью сержанта. Хотя смазливая физиономия с голубыми глазищами, не спорю, все же местами не вписывается в картину о войне, где не должно быть никакой красоты – только кровь, только грязь, только дерьмо. И даже будучи этим дерьмом измазанным с головы до пят, объект обожания половины женского населения планеты все равно остается тем самым Ахиллесом из «Трои». Что касается ЛаБаффа, Бернтала и Пеньи, к ним претензий нет никаких. Блестящая актерская игра великолепной троицы позволила воссоздать в фильме атмосферу боевого братства – именно этого и добавился Эйр. И даже молодой Логан Лерман, с учетом того, что его персонаж – самый заштампованный в «Ярости», смотрится очень достойно. Будущая большая звезда Голливуда, как-никак.
Фильм Дэвида Эйра, безусловно, не лишен недостатков. Есть и единичные проколы в сценарии (сценка с «добровольным» изнасилованием – из их числа), и недочеты из разряда «это же кино, а не реальная жизнь». Здесь брошенная внутрь танка связка гранат не расщепляет человека на молекулы, а оставляет на его теле несколько мужественных царапин. Не стоит удивляться тому, что в разведку отправляется не группа хорошо подготовленных солдат-егерей, а немецкий офицер в парадной форме и верхом на белом коне. С расстояния в метр из фаустпатрона по цели не промахнулась бы даже обезьяна, но бравый солдат СС совершает, казалось бы, невозможное. Но это уже откровенные придирки со стороны зажравшегося зрителя – господину Эйру можно все простить хотя бы по той причине, что он не побоялся показать американских солдат такими, какими они были на самом деле. А были они героями. Но не святыми.
Выражаю благодарность пресс-службе IMAX и компании Wargaming за организацию мероприятия. Было интересно. Напоминаю, что фильм выходит в общероссийский прокат 30 октября. Ознакомиться с ним можно в том числе и в кинотеатрах IMAX.