««Enhanced Edition» - это версия игры «Divinity Original Sin», содержащая различные улучшения и дополнения. Это улучшенная и расширенная версия оригинальной игры, призванная обеспечить игрокам ещё более качественный игровой опыт.»
Спорить иногда полезно: хотя бы потому, что спор пробуждает новый интерес к основательно подзабытой теме. Именно к этому привёл мой последний диалог о достоинствах и недостатках игр из серии «Divinity»: оппонент хвалил «Divinity: Original Sin Enhanced Edition», я не мог ему возразить, так не был в достаточной степени знаком с этой игрой.
Должен заметить, что для полноценного сравнения я прошёл «Divinity: Original Sin Enhanced Edition» трижды, в том числе на уровне сложности «Доблесть», и дважды «Divinity: Original Sin»: чтобы обновить впечатления. Скажу также, что с моей точки зрения улучшение чего-либо подразумевает добавление чего-то хорошего с сохранением уже имеющегося хорошего и ликвидацией всего плохого. Вот и сравним, насколько «Divinity: Original Sin Enhanced Edition» улучшилась по сравнению с «Divinity: Original Sin»
.
ПОЛЕЗНЫЕ УЛУЧШЕНИЯ
1. Безусловно (хоть это и далеко не самое важное в играх!), улучшилась графика. Особенно хороша «картинка» в Чёрной бухте.
Меня не покидает ощущение, что этими пещерами занимался лучший отдел, какой только есть у «Larian Studios»: изменена карта, добавлены мимики (их больше нигде нет!),
появилась пушка на пиратском корабле, есть автоматические «пушки» с таймером, пираты устраивают засаду. Словом, ответственно подошли к переработке локации.
2. Загрузка сохранённых игр стала на порядок быстрее.
3. В самом начале игры появился дополнительный рюкзак, а в нём шлем, дающий бонус к талисману удачи и показывающий «скелет» мира: очень полезная вещица!
4. Безголовый Ник не просто исчезает в никуда, а переходит под команду героев в качестве «союзника» и очень помогает в непростых ситуациях, отвлекая врагов.
5. Сын торговки Нади по имени Себи в Сильверглене тоже стал торговцем, даже лучше матери.
6. Напротив кухни в Сайсиле появился ещё один новый торговец, Селения.
7. Появились кольца с бонусом к карманной краже, в предыдущей части их не было.
8. Гораздо удобнее разделять группы одинаковых предметов на части.
9. Лопаты, кирки и ключи передаются из инвентаря в инвентарь автоматически.
10. Для ремонта предметов их больше не нужно предавать отрядному «кузнецу».
11. Для опознавания неизвестных предметов их не нужно передавать отрядному «знатоку».
12. Предмет экипировки саронг больше не привязан к интеллекту носителя.
13. Появилась возможность держать по клинку в каждой руке.
С моей точки зрения все эти улучшения не плохи, но ничего выдающегося среди них нет.
НЕЙТРАЛЬНЫЕ УЛУЧШЕНИЯ
1. На юго-западном пляже появился новый торговец – Карла, главной фишкой которого является наличие четырёх улучшаемых видов оружия: лук, меч, топор и посох.
Части для улучшения отыскиваются в разных местах по ходу игры, и ближе к её финалу геймер сможет, наконец, получить желанное оружие двадцатого уровня. Однако… самое обычное меньшего уровня оружие обладает лучшими показателями урона!
Плюс к этому меч и топор искателя приключений невозможно ни наточить, ни объединить с тенебрием, ни улучшить дополнительные свойства.
Проще говоря, нам подарили абсолютно бесполезное оружие: что есть оно, что нет его – всё равно.
2. Герои могут выступить с концертом в местном театре, за что не получат ни опыта, ни награды, ни повышения репутации. Смысл?
3. Амулеты просвещённого и защиты от призраков теперь имеют дополнительные бонусы к силе и ловкости – не слишком заметное, почти бесполезное улучшение.
4. Сундуки в кузнице Конца Времён больше не разрушаются оружейными или магическими атаками. Неприятный сюрприз для новичка, но прошедший игру один раз знает, где найти или как сделать волшебные отмычки. Не проще ли было оставить всё, как есть?
5. Перед самым финалом отряд атакует армия из рыцарей смерти – когда их тотальное уничтожение не имеет большого смысла: максимальный уровень героев достигнут, новые предметы экипировки больше не нужны. Зачем? (Вот если бы они появились пораньше…)
6. Одержав главную победу, герои возвращаются в академию. Где на столах полным-полно всего, так нужного в процессе игры; открывающиеся сундуки не пустуют, карманы обитателей – тоже. Опять-таки – не вижу смысла.
7. Отряд кандидатов в Непорочные близ посёлка «Священный Камень» больше не идёт по заминированной тропе: её заняли различные агрессивные растения.
Теперь он скапливается в одной точке, чтобы геймеру было удобнее расправиться со всеми разом. Это точно того стоило?
8. Путь к могиле со скелетом Кассандры в Храме Мёртвых теперь лежит через не убираемое поле лавы; такая же лава в Хиберхайме заполняет путь к сундуку с талисманом Королевского Гвардейца. Но у вора появилась способность «Крылатые сандалии», игнорирующая любую поверхность. В чём смысл того и другого?
9. Флакон крови Леандры и её дневник теперь находятся в самой глубокой части храма Непорочных, где можно отыскать кое-какие второстепенные предметы: ни жарко, ни холодно.
10. В «Пустоши охотника» появился новый дом с множеством предметов, трудно проходимым коридором и пентаграммой, а у единственного представителя Непорочных неподалёку есть какой-то идол. Добываем идола, активируем пентаграмму и теряем сразу двух торговцев. Причём, как и с концертом: ни опыта, ни награды, ни репутации. Это действительно было нужно - тратить силы и ресурсы компании ради возможности выполнения бессмысленного действия геймером?
В общем, странные улучшения. Мягко говоря.
ВРЕДНЫЕ «УЛУЧШЕНИЯ»
1. Продавщица карт в Конце Времён больше не предлагает выкупить по две книги улучшения характеристик и умений после каждого повышения уровня, начиная с четвёртого, как это было раньше. (Именно данный факт заставил меня прекратить первое прохождение «Divinity: Original Sin Enhanced Edition», как только я его обнаружил.)
2. Загрузка сохранённой перед посещением торговца или открытием сундука игры не меняет ассортимент товаров и предметов. (Во что для меня вылилось появление первых двух пунктов в «ЕЕ», я расскажу чуть ниже.)
3. Даже при самом высоком показателе «Талисман удачи» в продаже или кладе невозможно найти свиток «Сгусток лавы».
Три за одно прохождение! Круто, разве нет?
4. Стрелков лишили умения «Тактический отход». (Телепортация? Пару раз телепортнул Байрдоттир, после чего она «обиделась» и покинула отряд вместе со всем снаряжением.)
5. «Кодекс сумасшедшей мудрости», таинственная краска для ткани, бутылка клубящейся грязи + огненное сердце, приправа Джошуа и прицел теперь встречаются только в единичных экземплярах. (Сделать «Меч Планет» сразу или подождать увеличения умений, применить прицел на арбалет или поискать лучший экземпляра стрелкового оружия – таких вопросов не стояло перед геймером, играющим в «Divinity: Original Sin».)
6. Бдительное око в болотах Призрачного леса больше не вызывает подмогу, а взрывается, нанося чудовищный урон; за его уничтожение опыт не даётся.
Было.
Стало.
7. Бдительных часовых нельзя уничтожить, как это было раньше: небольшой, но опыт в сочетании с возможностью обезопасить путь.
Так было.
Да, их можно телепортировать. Но всё равно не разрушаются, даже в лаве.
8. Улучшение кожаных доспехов, балахонов и прочего происходит строго по одному. (Из-за первых двух пунктов создавать и улучшать приходится много.)
9. Если воспользоваться книгой рецептов для переплавки учебного меча в железный слиток – можно переплавить в него меч магический с бонусными характеристиками: мечи отображаются одинаковой нейтральной картинкой.
10. Руду можно плавить на костре (!) и даже посреди поля, вообще без огня. Равно как и ковать, затачивать оружие. (Может, для кого-то это хорошо.)
11. Крайне оскудел ассортимент товаров у Хортуна в «Пустоши Охотника» и Брайана в «Конце Времён». (Ранее они были главными поставщиками лучшей экипировки.)
12. Гоблин Кадрасказ в Сильверглене больше не подвержен воздействию тенебрия, зато торговка-нежить Карла и неживой Алхимик под его воздействием заболевают гнилью.
13. Развитие умения стрельбы из арбалета увеличивает не прямой урон, а шанс критического урона.
Ещё раз: так что же подразумевает улучшение игры? Возьмём для примера улучшение «King's Bounty: Воин Севера» до «King's Bounty: Лёд и Пламя». Разработчики не убрали ничего из того, что было приятно и дорого геймерам. Зато исправили баги, добавили новые карты, более ста предметов, новых юнитов. И – самое главное! – выполнили два глобальных исправления игры, дав возможность попасть на Острова Свободы раньше сражения с первым боссом и позволив отказаться от помощи союзников в финале игры. Действительно, улучшили игру!
А что мы видим на примере «улучшения» «Divinity: Original Sin Enhanced Edition»? Вместо глобальных улучшений игры вроде новых карт появилось множество нейтральных или незначительных – ладно, сойдёт.
В сущности, «вредные улучшения» не так уж фатальны - хотя я не понимаю, зачем уничтожать что-то хорошее? - за исключением первых двух. 16-18 книг увеличения характеристик позволяли не обращать особого внимания на бонусы экипировки: хватило бы золота, геймер и без экипировки сумеет развить нужные характеристики своим героям. Плюс наличие нужных предметов в сундуках и у торговцев поддаётся корректировке сохранением-загрузкой игры.
Книг нет, получаемых с повышением уровня единиц категорически не хватает на всё необходимое, особенно при прохождении без спутников. Компенсировать экипировкой? Хорошо, но у торговцев разная чепуха! Приходится раз за разом по кругу обходить их всех, чтобы ассортимент менялся. Или даже выкупать ерунду в надежде, что появится что-то получше.
Выкупать? А на какие шиши? И вот вместо нормального исследования мира две трети времени тратится на изготовление доспехов, оружия и прочего с целью продажи, а также на беготню между торговцами.
Вы всерьёз считаете, что игру улучшили, уничтожив её важнейшие бонусы? Правда? Но это ещё не всё: а как же с ликвидацией всего плохого, то есть – багов? А никак! Их преспокойно оставили на своих местах! Вот несколько примеров:
Сохранив нелинейность «Divinity: Original Sin Enhanced Edition», разработчики абсолютно не подумали о сохранности некоторых квестов. Например, когда герои возвращают голову Нику, тот сообщает о желании расквитаться с Понтием Пиратом, уже уничтоженным к этому моменту: возможно, отряд потерял дополнительный опыт (точно не скажу).
Пробравшись в Лес Лукуллы к самому берегу реки, отряд вполне может выкупить животных, ведомых Роем в Силверглен для принесения в жертву. А когда впоследствии на кладбище Сайсила будет обнаружена овечка, её хозяйка, Бертия, никак не отреагирует на принесённый труп: ведь к ней вернулось её стадо!
Если в самом начале прохождения отправиться в Пустошь Охотника, отыскать убежище слуг Зандалора и выкрасть у них портальный камень, то позднее слуги отказываются разговаривать и уходить, даже если посёлок полностью очищен от врагов. В результате остаётся не открытым говорящий сундук с неплохой экипировкой: правильный ответ знают только слуги и сообщают его при уходе.
Если в Призрачном лесу сразу пробраться к логову Кассандры, начнётся беседа с Арху, партия получит дополнительный квест от сестры Бракка.
В том случае, когда герои перед этим успели найти и сжечь останки злодейки, ни разговора, ни квеста не будет, нежить сразу кинется в бой, а котоволшебник исчезнет неизвестно куда. Позднее Арху должен присутствовать при освобождении Икары из ледяного плена, но в этом случае он не появится, а без него Икара не начинает разговор!
Потом мы найдём её сидящей в кресле рядом с Арху у гобелена в Конце Времён, однако беседа с Икарой приведёт к «зависанию» игры. Позже, перед битвой с Леандрой, Икара всё-таки возникнет из ниоткуда – и вновь может спровоцировать «зависание» игры (помогло сохранение-загрузка).
Стоит вору похитить ключи от комнатной двери и сундука у Рамона, стоящего рядом с таверной в Силверглене, как позже это выльется в крайне неприятный эффект. Спутница героя, поддавшаяся на уговоры альфонса, будет избавлена от всей экипировки и подвергнется нападению. Но после победы окажется, что сундук, куда по сюжету были сложены вещи и одежда героини, и который был вскрыт ранее – пуст! Всё снаряжение исчезает неизвестно куда…
При выполнении квеста Марадино с цепочкой порталов в подземелье неподалёку от поселения «Священный камень» герои могут отыскать секрет с призраком овцы-оборотня. Если по какой-либо причине сразу не уничтожить злобное привидение (опыт), то вернуться к этому месту будет невозможно.
Ну да, вы можете возразить, что проходить игру нужно последовательно. А я скажу, что если есть возможность уйти вперёд по сюжету – значит, разработчики были обязаны предусмотреть нестандартный вариант прохождения! Как это было, например, в «Проклятых землях»: уходишь далеко вперёд, находишь что-то или уничтожаешь врага, как вдруг приходит сообщение о выполнении квеста: квеста, который ты ещё и получить-то не успел!
Да, в «Divinity: Original Sin Enhanced Edition» есть хорошие моменты. Если бы ещё при этом разработчики не удалили многое полезное, что было в предыдущей части, не нагрузили её бесполезными добавками и убрали сюжетные баги – это, без сомнения, сделало бы игру лучше её предшественницы.
Короче говоря, «Divinity: Original Sin» выигрывает поединок у «Divinity: Original Sin Enhanced Edition»!
Благодарю за внимание! Удачи всем вам!