Здравствуйте уважаемые друзья!
Многие из вас прекрасно помнят игровую индустрию 90-х годов ХХ столетия. Согласитесь, она совершеннейшим образом отличалась от сегодняшней, имела как свои недостатки, так и преимущества. И все мы знаем, что преимуществ этих было намного больше. Да, тогда, в уже совсем далеком последнем столетии ХХ века, игровая индустрия только начинала свое становление, неверными шажочками прокладывала свой путь в призрачной полутьме неопробованного доселе искусства. Именно тогда в свет выходили игры становившиеся законодателями жанра и первопроходцами индустрии. Издатели на свой страх и риск запускали новый, неоперившейся жанр, и наблюдали как он развивается, как набирает мощь, становиться большим и популярным. Да и сами игры были более тонкими, сделанные как говорится с душой, не опиравшиеся на качественную графику, а бравшие своей увлекательностью, интересностью и задором. Они были более искренние…. Или это мы были моложе? Как знать, как знать…Начало 90-х годов 21-го столетия принесло нам немало игровых хитов, средь которых можно отметить Elastomania, MortalCombat, Red Alert, Wolfenshtein, Command & Conquer, Quake, Civilization, Doom, и … этот список можно продолжать и продолжать, у каждого он будет свой, тот через который прошел его путь геймера. Но, я думаю многие со мной согласятся, где-то в первых рядах этого топа будет стоять великолепная стратегия Dune II. Эта игра дарила нам радость долгими зимними вечерами, и душными летними ночами, до уроков и после института, в перерывах на обед в рабочее время. Легендарная и эпичная стратегия о которой можно говорить и говорить. Но, речь в данном посте пойдет не о ней, а о людях, компании, которая занималась ее созданием, разработчиках подаривших миру еще много замечательных игр. Да, сегодня я хочу рассказать вам о довольно популярной в своем время компании Westwood Sdudios, заглянуть в ее историю, улететь в далекие 90-е годы, время, когда эта компания блистала во всем своем великолепии. Итак, господа, прошу пристегнуть ремни безопасности – мы летим в погоне за мечтой!
Из гаража да в геймдев…
В далеком 1985-м году, когда рынок игровой индустрии только-только начинал приходить в себя после кризиса жанра 83-84 годов, в одном из гаражей Лас-Вегаса была основана студия по разработке видеоигр, которой вскоре будет суждено занять весомое место среди своих коллег и конкурентов. Поначалу она называлась Westwood Associates, а отцами-основателями стали двое молодых парней - Бретт Сперри и Луис Кастл. Ребята понимали – для того чтобы добиться успеха нужно много и тяжело работать ведь кризис миновал, и множество компаний-разработчиков (в числе которых были такие монстры как Atari, Activision, Electronic Arts и Epyx) начали активные движения на рынке видеоигр. И парни, закачав рукава, принялись за труд.
Одна из первых игр Вествудов
Никому не известная компания, поначалу бралась за всякую работу, в том числе и довольно «грязную». Да, в первое время своего существования, Westwood занималась портированием (то бишь адаптацией) 8-битных игр на 16-битные платформы. Заказчиками были гиганты индустрии, такие как Epyx и Strategic Simulations (SSI). Свою работу ребята делали добросовестно и с изюминкой, поэтому первый успех и первая известность будет не за горами – уже в 1991-м году порт ролевой игры Eye of the Beholder станет мировым хитом. После этого ребята смогут позволить себе разрабатывать собственные игр, и быть сами себе начальниками.
Но до того времени, конечно же дела шли не очень-то хорошо, хотя и не совсем плохо. Начиная с 1986 года, из-под "станка" Westwood Associates одна за другой выходили хорошие, качественные игры. Большинство из них были в жанре РПГ, экшен и стратегии. Особенно урожайным выдался 1987-й год, когда студия смогла выпустить целых шесть игр, среди которых были: спортивные симуляторы Winter Games и World Games про соответственно зимние и летние олимпийские игры; стратегии-симуляторы Roadwar Europa и Roadwar 2000 по лицензии SSI; третья часть небезызвестной РПГ Phantasie III: The Wrath of Nikademus. Дела шли успешно но, не смотря на свою полную занятость, и популярность выпускаемых игр, ребята хотели пробиться выше и начать создавать что-то свое, личное, близкое. Правда до этого нужно было еще дойти. И путь был нелегок.
Тем не менее, уже в 1988 году Westwood Associates создала первую, от начала и до конца собственную игру. Она называлась Mars Saga, издателем и заказчиком которой выступила уже известная в те годы Electronic Arts. Игра была в жанре РПГ и по ходу своего сюжета отправляла нас в путешествие на Марс, где мы должны были, как всегда спасать этот грешный мир. В этом же году компанией была разработана игра BattleTech: The Crescent Hawk's Inception, объединившая в себе жанры РПГ и тактическую стратегию. Довольно незатейливые, но в тоже время добротные игрушки, ставшие первым шагом Вествудов к самостоятельности и популярности.
Mars Saga - начало великого пути
1989 год не стал особым в истории молодой компании. В это время Westwood выпустила две игры. Одна из них, экшен, A Nightmare on Elm Street была основанная на событиях одноименного ужастика про улицу Вязов. В ходе игры мы должны были спасть своих друзей из лап страшного Фредди Крюгера, искать выход из ужасных ситуаций с помощью разных дополнительных инструментов найденных в различных уголках города. Второй игрой была историческая РПГ Hillstar, использующая классические приемы и геймплей данного жанра. Обе игры были изданные другими компаниями, и на Westwood никто не обращал особого внимания. Но время их славы было уже близко.
Большие перемены
Начало 90-х годов не предвещало компании громкого успеха, хотя игры были, она разрабатывала их с завидной периодичностью, и только в 1990-м году завершила работу над пятью историями, в том числе выпустив продолжение своего успеха двухгодичной давности BattleTech: The Crescent Hawk's Revenge. В этот раз эта игра была больше стратегией, чем чем-то другим. Нужно сказать, что в таком варианте, она понравилась игрокам даже больше чем первая часть, и стала более известной.
Но все игры, созданные компанией за пять лет своего существования нельзя отнести к популярным в широком кругу игроков. В них играли, но не так что бы очень, о них знали, но они не были у всех на слуху. Соответственно и разработчик не мог претендовать на любую известность, а значит и на успех. Но, в 1991-м году все кардинально изменилось. По праву этот год можно считать началом великой истории Westwood Studios, ведь тогда вышла игра, ставшая известной на весь мир - Eye of the Beholder.
Первый успех - Eye of the Beholder
Да, эта РПГ, основанная на ролевой системе Dungeons & Dragons покорила сердца геймеров. Простая на первый взгляд история с поиском Созрецателя, была создана настолько качественно, что мало кто мог оторвать свои лица от экранов, а руки от джойстиков. Игра стала известной, а вместе с ней популярность обрела и Westwood.
Сразу же после этого успеха, в 91-м году Вествуды делают сиквел игры Eye of the Beholder II: The Legend of Darkmoon которая использовала модифицированную версию движка первой части, добавив множество открытых площадей, и значительно увеличив объем взаимодействия игроков с окружающей средой, а также усовершенствовав именно «ролевую» составляющую игры. Эта игра считаться лучшей из серии, особенно в сравнении со следующей, третьей частью.
На этом успешный 91-й год закончился, уступив место, как оказалось еще более мажорному 92-му, в котором компания выпустила целых шесть добротных игр, преимущественно в жанре РПГ. Среди этих игр были две, ставшие хитами того времени. Да, я говорю о The Legend of Kyrandia и Dune II: The Building of a Dynasty. Первая в жанре Adventure, вторая стратегия, но обе чрезвычайно хороши, и обе были продолжены в многочисленных сиквелах. Также, в этом году права на Westwood были проданы корпорации Virgin Interactive которая и занялась последующим выпуском многих разрабатываемых студией игр. Тогда же компания была переименована в Westwood Studios и под этим именем стала известна всему миру.
Кирандия - волшебная страна грёз...
The Legend of Kyrandia была не просто приключенческой игрой, в ней было много юмора, что делало ее незабываемой. Также, она стала известна своим очень простым интерфейсом, который отчасти напоминал интерфейс игр компании Sierra, но основная деталь, отличающая трилогию Westwood от них — наличие единственного действия «использовать», в противоположность интерфейсам других квестов со многими действиями. Игра была насыщена множеством головоломок, которые базировались в основном на экспериментах с поднятием инвентаря, его комбинировании или помещении в определённые места. Игра была незабываемая своей оригинальностью, и именно из-за нее геймеры так любили Легенду Кирандии, а также ее сиквелы.
Если первая игра была юмористическим развлечением для игроков, то вторая, выпуска 92-го года, Dune II: The Building of a Dynasty вышла очень и очень серьезной. Это была стратегия, и не просто, а Real Time-стратегия. Многие утверждали (и утверждают сейчас) что именно Dune II положила начало этому жанру, но это не совсем так. Эти самые стратегии реального времени были созданы задолго до Бретта Сперри и его компании, но ввиду заурядности и малоизвестности игр их никто и не думал выделять в отдельную игровую ветвь. И только после выхода Дюны об этом жанре заговорили, и назвали Бретта его изобретателем. К слову, это изобретение он сделал совершенно случайно: когда пришло время выпускать игру и предстал резонный вопрос о том какой жанр писать на обложке, Сперри недолго думая подписал – Real Time Strategy.
Но кто-бы не создал этот жанр, главного не отнять – Дюна стала очень и очень известна. Популярность ей принес и нестандартный игровой процесс, и качественное графическое и звуковое оформление, и также то, что создана она была по мотивам известной книги Фрэнка Герберта «Дюна» (хотя от самого литературного произведения в игре осталось очень). Кстати, сама цифра ІІ на обложке совсем не означала сиквел, просто компания Virgin Interactive поручила разработку игры двум независимым компания Cryo Interactive (Франция) и Westwood Studios. Игра от Cryo вышла первой, и продукт Вествудов автоматически получил второй номер в названии. Но геймеры не очень-то обращают внимания на двойку – для них Dune II всегда будет самой лучшей и самой первой.
И хотя игра не была первой в своем жанре, но именно она, и именно Бретт Сперри установили своеобразный формат для последующих стратегических игр в реальном времени. И именно за это, поклонники жанра благодарят, и низко кланяются Westwood Studios.
В песках Дюны....
93-й год запомнился разве что выходом сиквела Легенды Кирандии, который принес не меньший успех и не меньшую любовь геймеров. Что и говорить, игровая студия Westwood находилась на пике своего развития, или же, по крайней мере, уверенно шла к нему. Мечта двух парней, организующих студию в душном гараже Лас-Вегаса, сбылась – они стали одними из законодателей мод в игровой индустрии.
В 94-м были выпущены очередные сиквелы хита 92-го Легенды Кирандии, а также переиздана вторая Дюна, которую «заточили» под Sega Mega Drive и PC. Правда теперь она называлась немного по-другому - Dune II: Battle for Arrakis.
Следующий год стал еще более успешным, чем 92-й. Если в том году Westwood выпустила основоположника RTS, то в 95-м из ее «цехов» вышел идеал, икона этого жанра, на которую многие равняются и до сегодняшнего дня. Да, да, вы не ошиблись, я говорю о Command & Conquer.
Предтечей игры стала Dune II, которая вложила свой вклад в развитие идеи при создании серии Command & Conquer. К имеющемуся наследию Дюны добавили замечательную, лучшую по тем временам 3D графику, прекрасную рок-музыку и это все вместе стало залогом ошеломляющего успеха игры. Ну и конечно – отличный сюжет в игре тоже присутствовал! Что и говорить - Command & Conquer стала иконой жанра RTS, принесла компании наибольший коммерческий успех за всю ее историю. Продажи сериала за время его существования превысили 55 миллионов копий, и этот факт был занесен в Книгу рекордов Гиннеса.
Командир Шепард из Command & Conquer
Военная база
Command & Conquer получила множество сиквелов, их начали разрабатывать сразу же после успеха игры и уже в 1996-м вышло сразу два продолжения. Игра расцветала, а вместе с ней и компания-разработчик.
В 1997 году Westwood занималась разработкой очередных продолжений серии Command & Conquer, которые хоть и становились довольно популярными, никак не могли повторить первоначального успеха игры. Также было выпущено небольшое ответвление в серии под названием Command & Conquer Red Alert. Оно также имело множество сиквелов и развитий сюжета.
Но основным событием 97-го года для Westwood Studios был выпуск Blade Runner – приключенческой игры основанной на одноименном фильме, снятом в 1982-м году. С самого начала эта игра позиционировалась как первая трёхмерная приключенческая игра реального времени, и нужно сказать таковой и была. Она практически повторяла сюжет фильма, действие которого происходит в недалеком постапокалиптическом будущем. В ней используются 2D и 3D модели, свет и тени. Игра удалась, и еще больше подняла авторитет Westwood Studios в глазах поклонников.
Дорога к забвению
К сожалению все в мире имеет свой конец, и чем большего успеха ты добился, тем больше у тебя шансов очень скоро кануть в небытие. Именно так и случилось с Westwood Studios. Дело жизни двух молодых, талантливых людей Бретта Сперри и Луиса Кастла стало понемногу тускнеть и вянуть.
В 1998-м компания Westwood Studios была полностью поглощена корпорацией Electronic Arts, что привело к массовым увольнениям сотрудников, а также к началу конца. Отцы-основатели правда остались в деле, но им давали все меньше и меньше прав при принятии решений, влияние на процесс разработки все больше и больше оказывала ЕА. Но ребята продолжают держать марку и в 1998 кроме многочисленных сиквелов Command & Conquer выпускают новую версию Дюны – Dune 2000, которая практически ничем не отличалась от своей предшественницы и имела только слегка обновленный и более современный графический движок. Поклонники возрадовались продолжению, но еще больше известию о том, что в ближнем будущем их ждет выпуск еще одной, кардинально обновлённой Дюны - Emperor: Battle for Dune.
Последний вздох Westwood Studios - Emperor: Battle for Dune
Конец ХХ столетия в жизни Вествудов можно вспомнить лишь
по довольно удачной РПГ Nox и ее дополнения Nox Quest вышедших в 2000-м. Игры была достойными, с хорошо проработанной ролевой системой и игровым миром фэнтези. То, что они не получили достаточной популярности произошло результате того, что Westwood не слишком афишировала их. Да и набирающий обороты во многих играх многопользовательский режим был довольно слабым и ограниченным.
В 2001 вышла долгожданная Emperor: Battle for Dune. Но фанатов ждало разочарование – опять и снова они увидели практически ту же Дюну, выпуска 92-го года. Геймплей и интерфейс сильно не изменились, хотя справедливости ради нужно заметить что новые возможности все же были добавлены. Кроме того, игра удивила фанатов полностью трёхмерной графикой. 3D, конечно же, было и в Dune 2000, но до такого уровня она всё равно не дотягивает: в Dune 2000, к примеру, пехота была спрайтовой, а техника совсем не анимирована.
Эта игра стала практически последней громкой работой в истории Westwood Studios. В 2002-2003 годах о компании слышали лишь из-за дополнений и сиквелов к легендарной Command & Conquer, а другие разрабатываемые игры не становились известными. Да и продолжения культовой серии порой выходили довольно низкопробными. Легендарная студия помалу прекращала свое существование, и в 2003-м году была окончательно расформирована, а весь ее штат переведен в студию EA Los Angeles. К этому моменту штат Westwood насчитывал более 100 человек. Их последней игрой стала MMORPG Earth & Beyond. Основатель студии, известный разработчик компьютерный игр, отец жанра RTS Бретт Сперри был уволен.
Бретт Сперри
Вот так закончила свое существование одна из лучших студий в истории геймдева. Она блистала в 90-е годы ХХ века, своими работами восхищая и радуя поклонников видео-игр. Westwood Studios создала целую эпоху, положила начало многим игровым жанрам, создала вещи которыми и доселе пользуются ее последователи. Игры созданные студией до сей поры являются эталонами в своих жанрах.
Сегодня, в конце первого столетия ХХI века кажется, что имя Westwood Studios забыто, но это не так. Настоящие фаны помнят все. В их сердцах навсегда останутся звездные игры, выпущенные Вествудами, теплые, по-своему душевные и интересные. Игры, которым суждено быть легендами в своих разнообразных жанрах, игры которыми будет восхищаться не одно поколении геймеров. Мы будем помнить Westwood Studios и надеяться, что когда-нибудь, они восстанут из пепла, подобно мифическому Фениксу взведут свои крылья и выдадут новую серию замечательных игр. Игр, где графика не будет преобладать над геймплеем, где мы сможем отвести душу, почувствовать себя помолодевшими на несколько десятков лет. Мы верим, и значит, это обязательно сбудется.
Всем спасибо
До новых встреч на страницах Легенд геймдева.
___________________________________________________
Приготовлено в