«Священная война». Превью по бета-версии игры
«Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны...»
Эти слова глубоко врезались в мировую историю. Эти слова глубоко врезались в нашу культуру. Не самым важным, но интересным последствием этого оказался тот факт, что по Второй мировой войне было сделано немало игр. Пик пришёлся на начало нулевых годов.
Call of Duty, Battlefield 1942, Блицкриг, В тылу врага и многие, многие другие. Плодотворная тема с патриотическим контекстом.
Но всему рано или поздно приходит конец. Делать «боевик по второй мировой» буквально за несколько лет стало страшным клише и они потихоньку вымерли.
Но признайтесь, где-то в глубине души вы по ним скучали.
Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»...
Давайте сразу расставим все точки над «i»: превью написано по бета-версии, человеком, который не является поклонником излишнего реализма в играх. Так что объективное положение дел в момент выхода (13 сентября, к слову) может немного, сильно или радикально отличаться от написанного ниже. Мнение автора также может не совпадать с мнением кого бы то ни было вообще.
Если бы у меня спросили, на какую игру похожа Red Orchestra 2: Герои Сталинграда, я бы не задумываясь ответил, что на Call of Duty 2. Они даже выглядят почти одинаково! Движок Unreal Engine 3 даёт о себе знать и игра, прямо скажем, довольно далека от сегодняшних «Крайзисов» (но ресурсы системы бета ест исправно и много). «Эффект плёнки» и прочие эффекты слегка сглаживают впечатление, но тем не менее.
В бете одиночная игра не представлена. Будет она про один из самых кровопролитных эпизодов Великой Отечественной: битву за Сталинград. В игре две кампании. За какие страны, думаю, очевидно всем. Если вам всё-таки не очевидно, покиньте пост в сторону учебника истории, стыдно должно быть.
В немецкой кампании 12 миссий, плюс пять учебных, размазанных по всей кампании. У Советов, скорее всего, где-то так же. Говорить что-то конкретное про кампанию пока нельзя, из роликов ничего толком не ясно.Первым делом, первым делом мультиплеер...
В общем-то, ни для кого ни секрет, что «Красная Капелла» ориентирована на сетевую игру. Что ж, будем надеяться на удачную кампанию, а пока рассмотрим то, что есть.
Что мне понравилось, так это карты. Честно скажу, я не имею ни малейшего понятия, как они будут выглядеть с точки зрения игрового баланса (в бете бои в лучшем случае 5 на 5, сколько я не играл), но с точки зрения внешнего вида они выполнены довольно достойно. Отдельно отмечу плакаты: они висят фактически везде. Плюнь в любую стену, попадёшь в светлый лик какого-нибудь военачальника. Ленин во всю стену трёхэтажки и прочие радости жизни прилагаются. Разработчики уверяют, что тщательно изучали карты Сталинграда, как, впрочем, и все прочие источники, связанные с этим историческим эпизодом. Насколько это верно, увидим после релиза.
Что однозначно не понравилось, так это система повреждений. В глубокой теории это должно работать так: попали в голову — «привет, загробный мир». Попали в руку — прощай, автомат. В ногу? Ходить станет заметно тяжелее. Пробили горло? Ну, секунд через пять вы умрёте, чего ещё сказать-то.
Нет, сама по себе задумка замечательная. Но на практике, если по вам начали стрелять, вы уже можете заказывать венок. В первый раз я вообще не сразу понял, что умер. К слову, не сколько от внезапности, сколько от довольно своеобразного поведения камеры, которая почти мгновенно «падает» на землю и поворачивается в случайную сторону. Привыкаешь в принципе быстро, но с непривычки выглядит диковато.
Так, о чём это я... а, да, повреждения. В сетевой игре нашему альтер-эго хватит буквально пары пуль, чтобы отправиться к праотцам. Как следствие, повредить себе ноги мне удалось лишь буквально пару раз, а вот руки — ни разу. По идее, наш персонаж после этого должен выхватывать пистолет, гордо отстреливаться и с разной степенью героичности принять смерть.Получить же «критические повреждения» лично мне опять же, не удалось ни разу. Со стороны пару раз видел корчащихся союзников, но что в этот момент видели они сами, я не знаю.
Конечно, это дань реализму, но зачем вводить такую проработанную систему повреждений, если она почти не используется? Напоминаю, такое творится в боях буквально «2 на 2»! Что же будет в той мясорубке, которая будет после релиза, когда сразу по десятку человек будут стрелять друг в друга?..
Будем надеяться, что баланс слегка подкрутят к выходу.
Прочее
Смешанные чувства вызвала хвалёная система укрытий. Вообще, укрытия в игре от первого лица — очень забавная вещь. Никаких «нажмите X, чтобы спрятаться за Y». Ну что вы. Всё проще: приседайте и прячьтесь за любой подходящей перегородкой, просто подойдя к ней вплотную. Дёшево. Сердито. Эффективно.
Ладно, подождите кричать, что вас бессовестным образом надули. Это ещё не всё. Гораздо более интересно то, что при этом можно стрелять вслепую. Между нами говоря, смысл данного действия для меня остаётся загадкой: сколько я ни пытался так кого-то убить, у меня не получилось. Думаю, это нужно чтобы сдерживать толпу, но с толпами, как уже говорилось в бете, проблемы, так что эффективность пока что признана только теоретически. Но вообще в играх про Вторую мировую эта возможность вроде как мелькает в первый раз, так что попробовать на практике будет интересно.
Отдельно стоит упомянуть пулемёт. Чтобы попасть из него в что-нибудь дальше сапога на вашей ноге его нужно на что-нибудь поставить (к слову, крутится он в игре относительно сошек, а не игрока). Также на карте можно найти стационарные пулемёты. И вот здесь система укрытий всё-таки смогла развернуться на всю катушку даже в бете: за пулемётом можно прятаться при перезарядке. Да и вообще в любой момент, не видно, правда, ничего... Разумеется, если вы разворачиваете пулемёт на земле, то прятаться вам негде.
Не надо орден, я согласен на медаль.
В игре есть система уровней. Поскольку в бете мне сразу влепили максимальный уровень, оценить весь масштаб не могу. Но по идее за уровни будут открываться игровые классы и, конечно же, оружие. В тельняшке и с единственной самодельной гранатой мы будем пробивать себе путь из вчерашних призывников в будущих героев...
...в буквальном смысле. По задумке персонажи будут на этом пути меняться даже внешне. Больше шрамов, неаккуратная одежда и так далее. Вряд ли вы будете любоваться пуговицами на форме ближайшего фрица, когда он будет бить вас по каске прикладом, но почему бы и нет?
Среди классов присутствует «водитель танка». Как и в каком количестве они встречаются в сетевой игре, сказать не могу. За время игры они мне не попадались, бета сейчас идёт самая ранняя. Большую часть карт мне испытать по этой причине не удалось.
Танковые бои ожидаются донельзя реалистичными. В одиночку ими управлять будет возможно разве что теоретически: смена позиции внутри танка длится несколько секунд. Изнутри они все будут детально прорисованы и внешний вид мы будем видеть, как и положено, через щели. Точнее говоря, пытаться видеть. Реализм, чтоб его... К счастью, «на марше» голову можно высунуть в люк, но снайпера не дремлют всё-таки.
Разработчики, к слову, вдохновились Battlefield и создали отдельный класс «командир». В бете его возможности у меня глючили (возможно, из-за определённой криворукости автора поста, но он хочет надеяться на баги), но теоретически он может вызывать самолёт-разведчик (с задержкой помечает всех врагов вне зданий) и три вида артиллерийского огня.
В одиночной игре, судя по роликам, можно будет ругаться на подопечных благим матом (мысленно) и посылать их куда-нибудь подальше с боевым заданием (уже реально). Про ИИ говорить пока рано. В презентационных роликах враги иногда не замечали игрока в двух метрах. Но очень маловероятно, что это сохранится в финальной версии.
В сетевой игре представлено 4 режима: Territory (захват точек, почти полностью слизано с первой части), Firefight (командный бой он и есть командный бой) и ещё два чуть более интересных режима. Countdown чем-то напоминает Territory, только точка одна на весь раунд и жизнь у игрока одна. Немцы атакуют, русские рвут последнюю тельняшку и стоят до последнего. И, наконец, Multiplayer Campaign Mode. Это режим, в котором победа/поражения влияет на следующие карты. Точнее, на количество «очков возрождения» (привет, Battlefield 1942!). Потенциально, самый интересный режим для, скажем, борьбы кланов. Если они вообще будут, разумеется.
***
Разработчики старательно скрещивают каркас Call of Duty 2 с реалистичностью ArmA и тактическими замашками Battlefield. Причём по избитой донельзя тематике. Получившийся винегрет — игра на гране фола, но будем верить в лучшее. Бета — это ведь всё-таки не релиз.